О спектакле
Премьера: 3 Октября 2025 г.
Продолжительность: 1 час 30 минут
Антракт: Без антракта
Сцена: Малая сцена
Рекомендуемый возраст: 16+
Постановочная команда
Его зовут Лемюэль. Лемюэль Гулливер. Однажды он, англичанин, «очутился» в России, где увидел скоморохов и Ягу. Такая идея родилась у скоморохов – они нашли книгу Гулливера и решили пофантазировать на тему зарубежной сказки.
Неординарную «встречу» на одной сцене русских героев и иностранца придумал Дмитрий Гребенщиков, актер и режиссер Томского ТЮЗа, сочиняющий спектакль «Его зовут Лемюэль». Эта работа развивает эскиз «Гулливер», победивший в зрительском голосовании на лаборатории нашего театра «Зарубежная классика».
Вот как режиссер объясняет встречу Гулливера и русской народной сказки:
— Персонаж попадает в чужую ему среду и не может в ней себя вести правильно, как принято в русско-народной сказке. Такая ситуация сложилась у Гулливера в спектакле «Его зовут Лемюэль». Он не создан для того, чтобы пройти такими тропами, он другой. И это столкновение человека, не самого сильного духом, с обществом, где есть свои устои, обычаи, ритуалы, в которые он просто не может влиться. Одна из главных тем спектакля — вопрос самоидентификации героя среди устоявшихся способов поведения.
Еще одна важная часть истории «Его зовут Лемюэль» – это проблема одиночества, особенно женского. Главная героиня сильная и самодостаточная, найти достойного для нее мужчину крайне сложно. И неудивительно, что у нее есть одинокая мать, одинокая дочь. И Лемюэль, который пытается влиться в новое общество.
Дмитрий Гребенщиков изначально задумывал, что по форме спектакль будет близок к скоморошьему выступлению. В постановке много танцев, пластических решений, за них отвечает балетмейстер Екатерина Макарова.
Также «скоморошьему» стилю близок площадной, а не высокоинтеллектуальный юмор. Задачей скоморохов на Руси было рассмешить народ, шутить просто, понятно и на актуальные темы. Но забывать, что история представляется в театре, а не на площади, создатели спектакля не собираются.
Разворачивается история, где встретятся Гулливер и Баба Яга, Британия и Русь, Прошлое и настоящее в пространстве, похожем на заброшенную железнодорожную станцию. Оно станет символом того, что иногда у нас остаются только воспоминание о тех понятиях и вещах, что когда-то действительно существовали и работали. Исчезновение смыслов и сохранение пустых форм – одно из тех явлений, что тоже интересует режиссера.
Художник спектакля Иван Машегов, художник по костюмам — Екатерина Буримова.
Действующие лица и исполнители