Top.Mail.Ru

по мотивам романа Ю.Н. Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара» и пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Большая сцена

Грибоедов. Горе уму

Пушкинская карта

16+

31.01

Суббота

17.00

О спектакле

Премьера: 23 Мая 2025 г.

Продолжительность: 2 часа 30 минут

Антракт: С антрактом

Сцена: Большая сцена

Рекомендуемый возраст: 16+

Постановочная команда

Режиссер Артем Устинов
Художник-постановщик Лилия Хисматуллина
Художник по свету Александр Рязанцев
Композитор Глеб Колядин

Александр Грибоедов. Автор вальсов, «Горя от ума», дипломат, полиглот, приятель Пушкина… А теперь еще и герой нового спектакля Томского ТЮЗа! Постановку о классике под названием «Грибоедов. Горе уму» сочиняет режиссер Артем Устинов. Он прекрасно знаком нашим зрителям по спектаклю «Книга всех вещей». В своей новой работе режиссер во многом опирается на роман Юрия Тынянова «Смерть Вазир-Мухтара».

— Грибоедов остался для нас автором одной пьесы, хотя он был «универсальным» человеком. Чего он только ни умел: даже на арфе играл, хотя она считалась не мужским музыкальным инструментом, но он и ее освоил, — рассказывает Артем Устинов, режиссер спектакля. — Ему всё было интересно, он легко нравился людям, со всеми находил общий язык. И этот талантливый человек жил в абсолютно «замороженное» время. Ему приходилось выбирать между талантом и карьерой. К примеру, служить ли императору Николаю I, при котором сажали в тюрьму его знакомых? Тынянов написал прекрасный роман о том, как человек пытается и не может остаться собой внутри системы; о том, как сложно не изменять себе и оставаться верным своему пути. Где проходит граница между тем, что еще можно, и тем, ради чего приходится поступиться совестью? Это вопрос касается всех людей, особенно талантливых, творческих, поэтому и мне, режиссеру, и артистам такие темы близки и понятны. Каждый из нас честолюбив, но на что мы готовы пойти ради своих целей?

Порассуждать на важные темы поможет роман Юрия Тынянова. Он написан в 1920-х годах модернистским языком, характерным для литературы того времени. Однако это будет не костюмированный спектакль, а размышление про нас сегодняшних, — большая ли разница между людьми 19 века и нами?

Конечно, в постановке прозвучит тема «Горя от ума», единственной пьесы Грибоедова, ставшей настоящей легендой. В ней режиссер ищет пересечения с историей самого драматурга:

-Главный парадокс в том, что Грибоедов написал пьесу про Чацкого, но сам он не Чацкий. В нем, скорее, видели Молчалина, считали его карьеристом, — объясняет Артем Устинов. — Меня это задело: ведь любой из нас может говорить разумные вещи, ставить спектакли про «вечные ценности «, — но следуем ли мы сами этим принципам? Ты сам Молчалин, но у тебя есть «внутренний Чацкий», который, как совесть, напоминает тебе, что правильно, а что нет; что честно, а что подло. Это состояние мучительного внутреннего диалога можно с помощью «Горя от ума» — прекрасной пьесы, не опубликованной и не поставленной при жизни автора.

Художник работы «Грибоедов. Горе уму» — Лилия Хисматуллина. Томским зрителям она известна по спектаклю «Не от мира сего». Сейчас она создает для постановки минималистичный мир. Костюмы будут современными, но со стилистическими отсылками к нарядам 19 века. Мы видим на сцене артистов, играющих историю про Грибоедова, а не персонажей из прошлого.
Композитором этой работы будет Глеб Колядин. Он сотрудничает со многими петербургскими театрами, а по стилю его можно назвать «фортепианным минималистом».
Художник по свету Александр Рязанцев уже не раз работал с Томским ТЮЗом, он сотрудничает с театрами по всей стране.
Всех участников команды, по словам режиссера, объединяет перфекционизм – он предпочитает работать именно с такими людьми.

Действующие лица и исполнители

Отзывы

Ксения Васильева

После просмотра спектакля пришла в голову мысль, что Томск-театральная столица России. Без преувеличения! Спасибо всем огромное! Автору пьесы, режиссеру, актерам. Это было профессионально, глубоко и трогательно. Максимально актуальная тема! Браво! Бис!

27 Сентября 2025

Оставлено через Сайт

Власенко Татьяна

Спасибо вам!!! Я в восторге, ушла в мурашках и слезах❤️ это было очень красиво, на подумать и с юмором🙏

27 Сентября 2025

Оставлено через Сайт

Ольга П

Прекрасный спектакль, рекомендую к посещению.

10 Июля 2025

Оставлено через Сайт

Николай Романов

Супер! Всем рекомендую)каждая сцена, глубоко копали, желательно хотя бы поверхностно знать историческую кончу того времени и то, тогда вообще зайдет на 1000% Актеры сыграли блестяще,выделю Совесть!посещал 19.06

22 Июня 2025

Оставлено через Сайт

Дмитрий Аверкин

«Не надо!..». «Нина, до...». Ни-на-до-ми-ре-ля… Пару абзацев некогда полузабытого Тынянова спародировали уже Ильф с Петровым — это ли не признание? Среди абстрактных картин-воспоминаний, полу/скрывающихся за скрипом железобетонного занавеса — суды совести и бессовестных, где чаадаевская лысина белее тюника, а падший шпион выше сопрано; где друг — обл, озорен, огромен, стозевен и гибкоспинен, а наше всё — ещё не тот, кто сам с усами; где воздушный шарик только книзу, а все дороги — и не в сад, и не в храм, и не в Рим. Контрапунктом неотвратимости — роза-девочка на счётчике. А стульев не двенадцать, а четырнадцать. И все из под него вышибут. В реале и бриль... алмаз был, но не здесь. И шаха нет, сразу мат. Мат пешке на пути в ферзи. Умно и горестно. Всем дело нашлось, никого из партии не выкинешь. Абаскалов, юный фавн, что творит, на что способен! Ухман, открытие, вновь — глубина и психоз. («Уведут, как пить дать, уведут!», берегите!) Савиных и Абрамов — оба наизнанку, оба рассупонились, солнышки, аж заколдобишься. Гребенщиков, Вишняков, Суворова — за отменное послевкусие примите и проч. Густота Оствальда и обертоны Никитиной необсуждаемы, это уже класс как есть. Нервы свежих, света сыть, теней засос, антуража слом, в серебре , а, может быть, в нищете — нуар, анкор нуар! А заточенные как резцы Колбин с Гитлиц так и вовсе сюр в моменте — супруга на сносях (ведь?), а мужу её приобнять за горлышко надоть. «Работа такая!». Потрясающая удивительная под конец сезона. Пропишется на годы в репертуаре.

23 Июня 2025

Оставлено через Сайт

Андрей Смакотин

Потрясающий, глубокий, актуальный особенно в наше время спектакль. Качество высочайшее. Настоящий театр. Все артисты — величины. Правда — все. Сашка и Вишняков были просто невероятны (не в ущерб другим!). Под большим впечатлением от спектакля. Благодарю от души!!! С наилучшими пожеланиями, Андрей С.

24 Мая 2025

Оставлено через Сайт

Марина Смакотина

Потрясающая постановка! - сильная, яркая, на злобу дня! О чести, совести, о выборе и жизненных приоритетах! Игра актёров изумительная! Настоящий театр! Настоящее искусство! Спасибо огромное!

24 Мая 2025

Оставлено через Сайт

Ближайшие спектакли

31.01

Суббота

17.00

Решаем вместе
Сложности с получением «Пушкинской карты» или приобретением билетов? Знаете, как улучшить работу учреждений культуры? Напишите — решим!